Главная | Аналитика | Преследование журналистов и исчезновение свободы слова в Туркменистане
Аналитика

Преследование журналистов и исчезновение свободы слова в Туркменистане

Скачать изображение

Материал содержит хронологию основных событий, связанных с преследованием журналистов и независимых СМИ властями Туркменистана в период с 1992 по январь 2005 гг. Материал был подготовлен по запросу московского Центра экстремальной журналистики в феврале 2005 года правозащитником из "Мемориала" Виталием Пономаревым.

11 мар­та 1992 г. в ашха­бад­ском аэро­пор­ту мили­ци­ей изъ­яты и позд­нее уни­что­же­ны 24500 экз. издан­но­го в Москве неза­ви­си­мо­го жур­на­ла «Даянч». 28 апре­ля 1992 г. в ашха­бад­ском аэро­пор­ту изъ­яты 2000 экз. спец­вы­пус­ка жур­на­ла «Даянч-экс­пресс». Глав­ный редак­тор Мухам­мед­му­рат Сала­ма­тов оштра­фо­ван. 27 мар­та «бесе­ду» с ним про­вел гла­ва Коми­те­та наци­о­наль­ной безопасности.

5 авгу­ста 1992 г. Про­ле­тар­ский рай­он­ный суд г.Ашхабада при­знал жур­на­ли­ста винов­ным в «кле­ве­те» в свя­зи с пуб­ли­ка­ци­ей в «Даянч-экс­пресс» замет­ки, в кото­рой началь­ник Ашха­бад­ско­го УВД был назван «турк­мен­ским хун­вей­би­ном», и при­го­во­рил к штра­фу в раз­ме­ре 200 рублей.

3 октяб­ря 1992 г. Сала­ма­тов избит в Ашха­ба­де пере­оде­ты­ми в штат­ское сотруд­ни­ка­ми мили­ции, пред­по­ло­жи­тель­но, в свя­зи с изда­ни­ем вто­ро­го выпус­ка «Даянч-экс­пресс» с кари­ка­ту­рой на пре­зи­ден­та Ниязова.

В том же меся­це за связь с жур­на­лом «Даянч» Союз архи­тек­то­ров Турк­ме­ни­ста­на высе­лен из поме­ще­ния и лишен льгот в нало­го­об­ло­же­нии, а 26 октяб­ря спон­сор жур­на­ла Кара­джа Кара­джа­ев избит милицией.

30 нояб­ря 1992 г. пред­се­да­тель Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти, высту­пая по ТВ, обви­нил редак­то­ра жур­на­ла «Даянч» в свя­зях с нар­ко­ма­фи­ей. 9 декаб­ря 1992 г. про­ве­де­на очная став­ка Сала­ма­то­ва с аре­сто­ван­ным кри­ми­наль­ным авто­ри­те­том Айму­ра­дом Нурыевом.

Источ­ник: Кады­ров Ш. Турк­ме­ни­стан: четы­ре года без СССР. М., 1996, газе­та «Ата-Ватан», жур­нал «Даянч-экс­пресс»

В мар­те 1992 г. мили­ция задер­жа­ла акти­ви­стов оппо­зи­ци­он­но­го дви­же­ния «Агзы­бир­лик» во вре­мя интер­вью с англий­ски­ми теле­жур­на­ли­ста­ми из Би-Би-Си в доме депу­та­та Вер­хов­но­го Сове­та Турк­ме­ни­ста­на Айгуль Таджи­е­вой. Сре­ди задер­жан­ных – писа­тель и жур­на­лист Акму­хам­мед Вел­са­пар.

Источ­ник: доклад Обще­ства содей­ствия соблю­де­нию прав чело­ве­ка в Цен­траль­ной Азии

5 авгу­ста пред­се­да­тель Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Сапар­му­рад Сей­и­дов потре­бо­вал от глав­но­го редак­то­ра турк­мен­ской оппо­зи­ци­он­ной газе­ты «Ата-Ватан», изда­вав­шей­ся в Азер­бай­джане, Дур­ды­му­ра­да Ходжа­му­ха­ме­до­ва дать пись­мен­ное обя­за­тель­ство не изда­вать и не рас­про­стра­нять газе­ту. 8 авгу­ста 1992 г. дис­си­дент был задер­жан на желез­но­до­рож­ном вок­за­ле в Ашха­ба­де при попыт­ке выехать в Крас­но­водск. В тот же день у него дома были изъ­яты 79 экз. газе­ты «Ата-Ватан» и 29 экз. жур­на­ла «Даянч». 10 авгу­ста 1992 г. реше­ни­ем Ленин­ско­го этрап­ско­го суда г.Ашхабада оштра­фо­ван на 500 руб­лей и пре­ду­пре­жден о воз­буж­де­нии уго­лов­но­го дела «в слу­чае повто­ре­ния подоб­ных дей­ствий». Позд­нее более 1800 экз. газе­ты были изъ­яты в Ашха­ба­де и Ташаузе.

Источ­ник: газе­та «Ата-Ватан»

1993 год

В июле 1993 г. в Ашха­ба­де за поли­ти­че­скую нело­яль­ность уво­лен редак­тор турк­мен­ско­го теле­ви­де­ния Ш.Атамаммедов.

Источ­ник: доклад Обще­ства содей­ствия соблю­де­нию прав чело­ве­ка в Цен­траль­ной Азии

11 авгу­ста 1993 г. в Ашха­ба­де был аре­сто­ван вне­штат­ный кор­ре­спон­дент мос­ков­ско­го пра­во­за­щит­но­го еже­не­дель­ни­ка «Экс­пресс-хро­ни­ка» Кара­джа Кара­джа­ев. По неко­то­рым дан­ным, ранее в мае 1993 г. жур­на­лист был задер­жан и избит мили­ци­ей. 28 декаб­ря 1993 г. суд при­знал его винов­ным по ст.140 ч.2 (кле­ве­та с исполь­зо­ва­ни­ем СМИ), 191 ч.1 (зло­упо­треб­ле­ние слу­жеб­ным поло­же­ние в корыст­ных целях) и 193 ч.1 (хище­ние госу­дар­ствен­но­го иму­ще­ства) УК Турк­ме­ни­ста­на и при­го­во­рил к 3 годам лише­ния сво­бо­ды. С при­ме­не­ни­ем амни­стии осво­бож­ден из-под стра­жи в зале суда. В 1994 г. эмигрировал.

Источ­ник: Инфор­ма­ци­он­ный бюл­ле­тень Обще­ства содей­ствия соблю­де­нию прав чело­ве­ка в Цен­траль­ной Азии, 21 янва­ря 1994, № 1, доклад Обще­ства содей­ствия соблю­де­нию прав чело­ве­ка в Цен­траль­ной Азии

25 авгу­ста 1993 г. писа­те­ли-дис­си­ден­ты Акму­хам­мед Вель­са­пар (извест­ный сво­и­ми пуб­ли­ци­сти­че­ским мате­ри­а­ла­ми) и Худай­бер­ды Хал­лы­ев исклю­че­ны из Сою­за писа­те­лей Турк­ме­ни­ста­на “за систе­ма­ти­че­скую кле­ве­ту на неза­ви­си­мую поли­ти­ку Турк­ме­ни­ста­на и за дея­тель­ность, про­ти­во­ре­ча­щую  свя­щен­ным  обя­зан­но­стям турк­мен­ско­го писа­те­ля”. Спу­стя несколь­ко дней А.Вельсапара по ана­ло­гич­ным моти­вам исклю­ча­ют из Сою­за жур­на­ли­стов Турк­ме­ни­ста­на. 10 сен­тяб­ря 1993 г. министр куль­ту­ры под­пи­сы­ва­ет пись­мо об изъ­я­тии книг этих писа­те­лей из всех биб­лио­тек. Осе­нью 1993 г. Вель­са­пар вынуж­ден поки­нуть страну.

Источ­ник: доклад Обще­ства содей­ствия соблю­де­нию прав чело­ве­ка в Цен­траль­ной Азии

30 октяб­ря 1993 г. Поста­нов­ле­ни­ем Пре­зи­ден­та Турк­ме­ни­ста­на № 1536 утвер­жде­ны “Основ­ные пра­ви­ла, регу­ли­ру­ю­щие про­фес­си­о­наль­ную дея­тель­ность кор­ре­спон­ден­тов (жур­на­ли­стов) средств мас­со­вой инфор­ма­ции ино­стран­ных госу­дарств на тер­ри­то­рии Турк­ме­ни­ста­на”, соглас­но кото­рым пре­бы­ва­ние в стране ино­стран­но­го жур­на­ли­ста “раз­ре­ша­ет­ся толь­ко на осно­ве посто­ян­ной или вре­мен­ной аккре­ди­та­ции при Мини­стер­стве ино­стран­ных дел Турк­ме­ни­ста­на”, а поезд­ки за пре­де­лы сто­ли­цы воз­можд­ны толь­ко “в поряд­ке, уста­нов­лен­ном для сотруд­ни­ков дипло­ма­ти­че­ских пред­ста­ви­тельств соот­вет­ству­ю­щих стран” с обя­за­тель­ной “ноти­фи­ка­ци­ей поез­док” “через отдел инфор­ма­ции Мини­стер­ства ино­стран­ных дел Турк­ме­ни­ста­на”. Сра­зу после при­ня­тия поста­нов­ле­ния груп­па соб­ствен­ных корpес­пон­ден­тов рос­сий­ских газет “Ком­со­моль­ская прав­да”, “Труд”, “Изве­стия”, “Гудок” обра­ти­лась в МИД Турк­ме­ни­ста­на с прось­бой об аккре­ди­та­ции, одна­ко не полу­чи­ли ее в уста­нов­лен­ный пра­ви­ла­ми 2‑месячный срок «из-за воз­ра­же­ний» в отде­ле печа­ти пра­ви­тель­ства. Позд­нее аккре­ди­та­ци­он­ные удо­сто­ве­ре­ния были выда­ны кор­ре­спон­ден­там газет «Труд» и «Гудок», согла­сив­шим­ся с тре­бо­ва­ни­ем вла­стей писать в лояль­ном духе.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

1994 год

19 янва­ря 1994 г. сотруд­ни­ки мили­ции сооб­щи­ли глав­но­му редак­то­ру оппо­зи­ци­он­ной газе­ты «Ата-Ватан» Дур­ды­му­раду Ходжа­му­ха­ме­дову о воз­буж­де­нии в отно­ше­нии него уго­лов­но­го дела. В тот же день он был задер­жан при попыт­ке выехать в Куш­ку, достав­лен в под­раз­де­ле­ние Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти в Крас­но­вод­ске, 22 янва­ря 1994 г. оштра­фо­ван и депор­ти­ро­ван в Азер­бай­джан(?). 27 июня 1994 г. похи­щен и жесто­ко избит неиз­вест­ны­ми в Ашха­ба­де. В нача­ле декаб­ря 1994 г. насиль­ствен­но поме­щен в пси­хи­ат­ри­че­скую боль­ни­цу, где нахо­дил­ся до янва­ря 1995 г.

Источ­ник: Инфор­ма­ци­он­ные бюл­ле­тени Обще­ства содей­ствия соблю­де­нию прав чело­ве­ка в Цен­траль­ной Азии, 31 янва­ря 1994, № 2 и 26 декаб­ря 1994, №16, архив Human Rights Watch, Агент­ство ново­стей и инфор­ма­ции от 01.07.1994, Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

10 апре­ля 1994 г. ука­зом пре­зи­ден­та Ния­зо­ва осво­бож­ден от долж­но­сти глав­ный редак­тор жур­на­ла «Яшлык» Джу­ма­дур­ды Непе­сов. Позд­нее в ста­тье, опуб­ли­ко­ван­ной в пра­ви­тель­ствен­ной газе­те «Турк­ме­ни­стан», утвер­жда­лось, что редак­ция это­го изда­ния игно­ри­ро­ва­ла “выда­ю­щи­е­ся заслу­ги вели­ко­го вождя турк­мен­ско­го наро­да, учи­те­ля неза­ви­си­мо­сти и стро­и­те­ля неза­ви­си­мо­го Турк­ме­ни­ста­на Сапар­му­ра­да Ниязова-Туркменбаши”.

Источ­ник: доклад Обще­ства содей­ствия соблю­де­нию прав чело­ве­ка в Цен­траль­ной Азии, еже­не­дель­ник «Экс­пресс-хро­ни­ка», 1994, №16, Агент­ство ново­стей и инфор­ма­ции от 21.06.1994

В июне 1994 г. в Ашха­ба­де было объ­яв­ле­но о запре­ще­нии дея­тель­но­сти част­ных изда­тельств. Офи­ци­аль­но это моти­ви­ро­ва­но финан­со­вы­ми нару­ше­ни­я­ми, а так­же низ­ким каче­ством поли­гра­фи­че­ской продукции.

Источ­ник: Агент­ство ново­стей и инфор­ма­ции от 01.07.1994

2 сен­тяб­ря 1994 г. руко­вод­ство поли­гра­фи­че­ско­го цен­тра «Мет­бу­гат» отка­зал­ся печа­тать непра­ви­тель­ствен­ную газе­ту «Суб­бо­та». Неглас­ное реше­ние вла­стей о закры­тии газе­ты мест­ные жур­на­ли­сты свя­зы­ва­ют с пуб­ли­ка­ци­ей писем чита­те­лей о соци­аль­ных про­бле­мах турк­мен­ско­го общества.

Источ­ник: Агент­ство ново­стей и инфор­ма­ции от 01.10.1994

В октяб­ре(?) 1994 г. Ашха­ба­де «за гру­бое нару­ше­ние жур­на­лист­ской эти­ки, иска­же­ние фак­тов в инфор­ма­ции, дис­кре­ди­та­цию печа­ти Турк­ме­ни­ста­на» уво­лен сотруд­ник пра­ви­тель­ствен­ной газе­ты «Турк­мен­ская искра» Игорь Ивах­нен­ко. Пово­дом к уволь­не­нию послу­жи­ла пере­да­ча им агент­ству «Пост­фак­тум» инфор­ма­ции о вве­де­нии в Турк­ме­ни­стане неглас­но­го запре­та на реги­стра­цию  бра­ков меж­ду турк­мен­ка­ми и ино­стран­ны­ми гражданами.

Источ­ник: Инфор­ма­ци­он­ный бюл­ле­тень Обще­ства содей­ствия соблю­де­нию прав чело­ве­ка в Цен­траль­ной Азии, 14 октяб­ря 1994, № 13.

В кон­це октяб­ря – нача­ле нояб­ря 1994 г. в Турк­ме­ни­стане были про­ве­де­ны задер­жа­ния и допро­сы ряда извест­ных дис­си­ден­тов (вклю­чая жур­на­листа Юсу­па Кули­е­ва), подо­зре­ва­е­мых в под­го­тов­ке заго­во­ра про­тив пре­зи­ден­та Ния­зо­ва. В нояб­ре 1994 г. полит­эми­гран­ты Мурад Эсе­нов и Хал­му­рад Сой­и­нов, извест­ные сво­и­ми выступ­ле­ни­я­ми в СМИ, были задер­жа­ны по это­му делу в Москве, но осво­бож­де­ны спу­стя месяц.

Подроб­нее см. Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

1 нояб­ря 1994 г. в г.Мары за попыт­ку раз­мно­же­ния эми­грант­ско­го оппо­зи­ци­он­но­го жур­на­ла “Турк­мен или”, изда­вав­ше­го­ся в Москве, сотруд­ни­ка­ми Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти был задер­жан Акму­хам­мед Зари­пов. 3 нояб­ря 1994 г. он был осво­бож­ден под под­пис­ку о невы­ез­де, нало­го­вые орга­ны нача­ли про­вер­ку его ком­мер­че­ской деятельности.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

На сле­ду­ю­щий день после пока­за 3 декаб­ря 1994 г. в инфор­ма­ци­он­ной про­грам­ме «Вести» Рос­сий­ско­го ТВ сюже­та об аре­сте в Москве двух турк­мен­ских дис­си­ден­тов в Турк­ме­ни­стане запре­ще­на транс­ля­ция этой про­грам­мы. Позд­нее про­грам­му ста­ли ретранс­ли­ро­вать в записи.

Источ­ник: Агент­ство ново­стей и инфор­ма­ции от 08.12.1994

В декаб­ре 1994 г. кор­ре­спон­дент Турк­мен­ско­го радио Вик­тор Панов уво­лен с рабо­ты после того, как он в одной из пере­дач рас­ска­зал о рас­пи­са­нии встреч пре­зи­ден­та Турк­ме­ни­ста­на с лиде­ра­ми зару­беж­ных стран.

Источ­ник: Фонд защи­ты гласности

1995 год

В свя­зи с пуб­ли­ка­ци­ей 8 фев­ра­ля 1995 г. рос­сий­ской «Лите­ра­тур­ной газе­той» ста­тьи Оле­га Моро­за «Пре­зи­дент­ское само­дер­жа­вие», посвя­щен­ной ситу­а­ции в Турк­ме­ни­стане, МИД Турк­ме­ни­ста­на обра­тил­ся в Вер­хов­ный Суд РФ с иском о защи­те чести и досто­ин­ства пре­зи­ден­та этой страны.

Источ­ник: Инфор­ма­ци­он­ный бюл­ле­тень Обще­ства содей­ствия соблю­де­нию прав чело­ве­ка в Цен­траль­ной Азии, 1995, №2.

В фев­ра­ле 1995 г. ашха­бад­ский кор­ре­спон­дент рос­сий­ской газе­ты “Ком­со­моль­ская прав­да” Алек­сандр Бушев вынуж­ден был выехать в Рос­сии, посколь­ку вла­сти око­ло года пре­пят­ство­ва­ли его жур­на­лист­ской дея­тель­но­сти: ему отка­зы­ва­ли в аккре­ди­та­ции, не при­гла­ша­ли на офи­ци­аль­ные меро­при­я­тия и пресс-кон­фе­рен­ции, пери­о­ди­че­ски отклю­ча­ли теле­фо­ны. В кон­це 1995 г. кор­пункт “Ком­со­моль­ской прав­ды” в Турк­ме­ни­стане был окон­ча­тель­но закрыт

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 (файл doclad1a.doc)

1 и 7 июня 1995 г. рос­сий­ская газе­та “Изве­стия” под заго­лов­ком “Про­сто Азия” опуб­ли­ко­ва­ла выдер­жан­ный в сати­ри­че­ских тонах репор­таж трех жур­на­ли­стов о поезд­ке по Турк­ме­ни­ста­ну. В после­ду­ю­щие дни сотруд­ни­ки Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Турк­ме­ни­ста­на объ­е­ха­ли всех под­пис­чи­ков “Изве­стий” в этой стране и изы­ма­ли “запре­щен­ные номе­ра” газе­ты. Те, кто не мог сдать тре­бу­е­мые номе­ра, вынуж­да­ли давать рас­пис­ку, что они не будут рас­про­стра­нять ука­зан­ный “кле­вет­ни­че­ский” репор­таж сре­ди сво­их знакомых.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

Быв­ший сотруд­ник пресс-служ­бы пре­зи­ден­та Турк­ме­ни­ста­на Ёвшан Анна­гур­бан и кор­ре­спон­дент жур­на­ла «Дияр» Мурат­ли­ев Мухам­мед были аре­сто­ва­ны в Ашха­ба­де в июле 1995 г. за напи­са­ние тек­ста листо­вок, рас­про­стра­няв­ших­ся участ­ни­ка­ми анти­пра­ви­тель­ствен­ной демон­стра­ции. 4 янва­ря 1996 г. они были при­го­во­ре­ны Вер­хов­ным Судом Турк­ме­ни­ста­на по ст.17–236 ч.2 (соуча­стие в хули­ган­стве) к 3 годам лише­ния сво­бо­ды, 13 янва­ря 1996 г. осво­бож­де­ны по амнистии.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

15 июля ашха­бад­ский кор­ре­спон­дент рос­сий­ской газе­ты «Изве­стия» Вла­ди­мир Куле­шов был вызван “на бесе­ду” к пред­се­да­те­лю Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти в свя­зи с “кле­вет­ни­че­ской пуб­ли­ка­ци­ей” о состо­яв­шей­ся в Ашха­ба­де анти­пра­ви­тель­ствен­ной демон­стра­ции. 18 июля жур­на­лист был в при­ну­ди­тель­ном поряд­ке достав­лен к про­ку­ро­ру горо­да А.Менлыеву, кото­рый в при­сут­ствии высо­ко­по­став­лен­ных сотруд­ни­ков МВД, про­ку­ра­ту­ры и мини­стер­ства юсти­ции угро­жал ему при­вле­че­ни­ем к уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти “за кле­ве­ту” и “за орга­ни­за­цию демон­стра­ции”. 20 июля 1995 г. кор­пункт “Изве­стий” в Ашха­ба­де был опе­ча­тан мили­ци­ей. Вла­сти пре­пят­ство­ва­ли жур­на­лист­ской дея­тель­но­сти Куле­шо­ва начи­ная с 1994 г.: ему отка­зы­ва­ли в аккре­ди­та­ции, пери­о­ди­че­ски отклю­ча­ли теле­фон и теле­тайп, один из вице-пре­мье­ров турк­мен­ско­го пра­ви­тель­ства обра­щал­ся к глав­но­му редак­то­ру “Изве­стий” с прось­бой ото­звать Куле­шо­ва из стра­ны. После пуб­ли­ка­ции “Изве­стий” “Обла­ва на соб­ко­ра” от 29 июля 1995 г. вице-пре­мьер пра­ви­тель­ства Турк­ме­ни­ста­на Борис Шихму­ра­дов пообе­щал пред­ста­ви­те­лю рос­сий­ско­го посоль­ства, что турк­мен­ские вла­сти не будут пре­пят­ство­вать отъ­ез­ду жур­на­ли­ста в Рос­сию. В нояб­ре 1995 г. Куле­шов поки­нул страну.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 (файл doclad1a.doc)

10 авгу­ста 1995 г. в Ашха­ба­де было совер­ше­но напа­де­ние на писа­те­ля и дис­си­ден­та Худай­бер­ды Хал­лы­ева. Хал­лы­ев был насиль­ствен­но выве­зен за город и жесто­ко избит неиз­вест­ны­ми. Пред­по­ла­га­ют, что писа­тель “был нака­зан” Коми­те­том наци­о­наль­ной без­опас­но­сти за пере­да­чу на Радио “Сво­бо­да” подроб­ной инфор­ма­ции об анти­пра­ви­тель­ствен­ной демон­стра­ции 12 июля 1995 г. и после­ду­ю­щих репрес­си­ях властей.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

В декаб­ре 1995 г. под дав­ле­ни­ем  вла­стей вынуж­ден был уво­лить­ся «по соб­ствен­но­му жела­нию» кор­ре­спон­дент газе­ты “Турк­мен­ская искра” Олег Фаде­ев, при­ни­мав­ший актив­ное уча­стие в рабо­те неза­ре­ги­стри­ро­ван­ной Рус­ской общи­ны Туркменистана.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

1996 год

Лите­ра­тур­ный сотруд­ник жур­на­ла “Дияр” Ашир­ку­ли Бай­ри­ев, извест­ный сво­и­ми оппо­зи­ци­он­ны­ми взгля­да­ми, был уво­лен 30 янва­ря 1996 г. “за несо­от­вет­ствие слу­жеб­но­му поло­же­нию”. Днем ранее глав­ный редак­тор попро­сил его напи­сать заяв­ле­ние об ухо­де “по соб­ствен­но­му жела­нию”, ссы­ла­ясь на рас­по­ря­же­ние властей.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

В фев­ра­ле 1996 г. вице-пре­мьер пра­ви­тель­ства Турк­ме­ни­ста­на Ораз­гель­ды Айдо­гды­ев, кури­ру­ю­щий СМИ, заявил ашха­бад­ско­му кор­ре­спон­ден­ту Обще­ствен­но­го Рос­сий­ско­го ТВ Кур­ба­ну Баба­е­ву, что лиша­ет его аккре­ди­та­ции за то, что в отдель­ных его репор­та­жах про­зву­ча­ло несколь­ко фраз кри­ти­че­ской направ­лен­но­сти. В мар­те 1996 г. жур­на­ли­сту было отка­за­но в исполь­зо­ва­нии аппа­ра­ту­ры Турк­мен­ской теле­ра­дио­ком­па­нии для мон­та­жа и пере­да­чи в Моск­ву под­го­тов­лен­ных им теле­ви­зи­он­ных мате­ри­а­лов. Доступ Баба­е­ва к теле­ап­па­ра­ту­ре был вос­ста­нов­лен в мае 1996 г.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

В авгу­сте 1996 г. ото­зва­на лицен­зия у послед­ней в Турк­ме­ни­стане него­су­дар­ствен­ной газе­ты “Турк­ме­ни­стан сего­дня” (учре­ди­тель – Ками­л­жан Каландаров).

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

Извест­ный турк­мен­ский исто­рик и этно­граф Марат Дур­ды­ев в 1996 г. в тече­ние несколь­ких меся­цев рабо­тал кор­ре­спон­ден­том рос­сий­ской газе­ты “Прав­да”. В октяб­ре 1996 г. в свя­зи с кри­ти­че­ски­ми пуб­ли­ка­ци­я­ми в “Прав­де” Дур­ды­ев был “при­гла­шен на бесе­ду” к вице-пре­мье­ру пра­ви­тель­ства Турк­ме­ни­ста­на Ораз­гель­ды Айдо­гды­еву и заме­сти­те­лю пред­се­да­те­ля Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Фари­ду Ата­му­ра­до­ву. При­мер­но через неде­лю после этой бесе­ды Дур­ды­ев в тече­ние несколь­ких дней был уво­лен с пре­по­да­ва­тель­ской рабо­ты в уни­вер­си­те­те и в шко­ле, а так­же с долж­но­стей кор­ре­спон­ден­та газе­ты “Ней­траль­ный Турк­ме­ни­стан” и науч­но­го сотруд­ни­ка исто­ри­ко-архео­ло­ги­че­ско­го запо­вед­ни­ка “Нис­са”. В свя­зи с тем, что за гра­ни­цей рас­про­стра­ни­лись слу­хи о насиль­ствен­ной пси­хи­ат­ри­че­ской гос­пи­та­ли­за­ции Дур­ды­ева, в декаб­ре 1996 г. госу­дар­ствен­ный совет­ник пре­зи­ден­та по наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Сапар­му­рад Сеидов потре­бо­вал от жур­на­ли­ста напи­сать пись­мо на Радио “Сво­бо­да” о том, что он яко­бы не под­вер­гал­ся гоне­ни­ям и доб­ро­воль­но отка­зал­ся от рабо­ты в “Прав­де”. В том же меся­це по тре­бо­ва­нию вла­стей Дур­ды­ев воз­об­но­вил пре­по­да­ва­тель­скую дея­тель­ность на исто­ри­че­ском факуль­те­те ТГУ.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 (файл doclad1a.doc)

1 авгу­ста 1996 г. МИД Турк­ме­ни­ста­на напра­вил ноту пра­ви­тель­ству США, в кото­рой выра­жа­лось недо­воль­ство содер­жа­ни­ем пере­дач турк­мен­ской служ­бы Радио «Сво­бо­да». 11 нояб­ря 1996 г. ашха­бад­ский кор­ре­спон­дент турк­мен­ской служ­бы Радио “Сво­бо­да” Сапар­му­рат Овез­бер­ды­ев был при­гла­шен в МИД Турк­ме­ни­ста­на, где в при­сут­ствие высо­ко­по­став­лен­ных пред­ста­ви­те­лей пра­ви­тель­ства, МИД и Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти ему сооб­щи­ли о лише­нии его аккре­ди­та­ции в свя­зи с тем, что турк­мен­ская служ­ба Радио “Сво­бо­да” посто­ян­но кри­ти­ку­ет поли­ти­ку пре­зи­ден­та Турк­ме­ни­ста­на. Одно­вре­мен­но турк­мен­ские вла­сти отда­ли ука­за­ние акти­ви­зи­ро­вать рас­сле­до­ва­ние уго­лов­но­го дела в отно­ше­нии Овез­бер­ды­ева, воз­буж­ден­ное по ст.140 ч.3 УК Турк­ме­ни­ста­на (“соуча­стие в кле­ве­те”), воз­буж­ден­ное в фев­ра­ле 1996 г. в свя­зи с пере­да­чей по радио тек­ста пись­ма 28 кре­стьян из Таша­уз­ско­го вела­я­та, обви­няв­ших руко­во­ди­те­ля одно­го из кре­стьян­ских объ­еди­не­ний в раз­лич­ных неза­кон­ных дей­ствий. 14 нояб­ря Овез­бер­ды­ев был при­ну­ди­тель­но достав­лен из Ашха­ба­да в Илья­лин­скую этрап­скую про­ку­ра­ту­ру, где участ­во­вал в про­ве­де­нии след­ствен­ных дей­ствий. 16 нояб­ря 1996 г. рас­сле­до­ва­ние уго­лов­но­го дела было завер­ше­но, в тот же день оно было пре­кра­ще­но в соот­вет­ствии с ука­зом пре­зи­ден­та Турк­ме­ни­ста­на “Об амни­стии”. «Делу Овез­бер­ды­ева» была посвя­ще­на спе­ци­аль­ная ста­тья “Избрав­шие крив­ду…”, опуб­ли­ко­ван­ная 7 декаб­ря 1996 г. в пра­ви­тель­ствен­ной газе­те “Ней­траль­ный Туркменистан”.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

В декаб­ре 1996 г. был отправ­лен в отстав­ку заме­сти­тель пред­се­да­те­ля наци­о­наль­ной теле­ра­дио­ком­па­нии Турк­ме­ни­ста­на Абдыл­ла Яку­бов за то, что раз­ре­шил демон­стра­цию по ТВ детек­тив­но­го филь­ма “Воз­буж­де­но дело” режис­се­ра Сапар­му­хам­ме­да Джал­лы­ева. Содер­жа­ние филь­ма вызва­ло недо­воль­ство пре­зи­ден­та Турк­ме­ни­ста­на, заявив­ше­го, что фильм рас­ска­зы­ва­ет о дея­тель­но­сти орга­ни­зо­ван­ной пре­ступ­ной груп­пы, кото­рых “дав­но уже нет в Турк­ме­ни­стане”. Фильм был запре­щен для даль­ней­шей демонстрации.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

Во вто­рой поло­вине 1996 г. посоль­ство Турк­ме­ни­ста­на в РФ дли­тель­ное вре­мя под раз­лич­ны­ми пред­ло­га­ми отка­зы­ва­ло в визе радио­кор­ре­спон­ден­ту АВС (Australian Broadcasting Corporation) Май­к­лу Бриссен­де­ну, аккре­ди­то­ван­но­му в Москве, пла­ни­ро­вав­ше­му посе­тить Турк­ме­ни­стан для под­го­тов­ки серии радио­ре­пор­та­жей об этой стране.

Источ­ник: Инфор­ма­ци­он­ный бюл­ле­тень Обще­ства содей­ствия соблю­де­нию прав чело­ве­ка в Цен­траль­ной Азии,1996, № 11–12.

1997 год

Ашха­бад­ский жур­на­лист Марат Гурт, явля­ю­щий­ся офи­ци­аль­но аккре­ди­то­ван­ным стрин­ге­ром агент­ства “Рей­тер”, вес­ной 1997 г. был лишен аккре­ди­та­ции и под­верг­ся “про­ра­бот­ке” за кри­ти­че­ские фра­зы в опуб­ли­ко­ван­ной на англий­ском язы­ке ста­тье, посвя­щен­ной новой пра­ви­тель­ствен­ной эко­но­ми­че­ской про­грам­ме “1000 дней”. По инфор­ма­ции мест­ных жур­на­ли­стов спу­стя несколь­ко дней инци­дент был уре­гу­ли­ро­ван — после лич­но­го вме­ша­тель­ства мини­стра ино­стран­ных дел Бори­са Шихмурадова.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

В сен­тяб­ре 1997 г. сотруд­ни­ки Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти тре­бо­ва­ли от род­ствен­ни­ков полит­эми­гран­та Муха­мед­гель­ды Бер­ды­ева, про­жи­ва­ю­щих в г.Байрам-Али, что­бы Бер­ды­ев пере­стал пуб­ли­ко­вать анти­пра­ви­тель­ствен­ные мате­ри­а­лы. В том же меся­це брат полит­эми­гран­та Мерет­му­хам­мет Бер­ды­ев, рас­про­стра­няв­ший оппо­зи­ци­он­ный эми­грант­ский жур­нал «Турк­мен или», был поме­щен в пси­хи­ат­ри­че­скую боль­ни­цу г.Мары, где скон­чал­ся при неяс­ных обсто­я­тель­ствах 27 октяб­ря 1997 г.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

26 июня и в сен­тяб­ре 1997 г. сотруд­ни­ки Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти тре­бо­ва­ли от про­жи­ва­ю­ще­го в Ашха­ба­де жур­на­ли­ста Ёвша­на Анна­гур­ба­на пре­кра­тить сотруд­ни­че­ство с турк­мен­ской служ­бой Радио «Сво­бо­да», угро­жая в слу­чае отка­за «серьез­ны­ми послед­стви­я­ми». 30 октяб­ря 1997 г. Анна­кур­ба­нов был задер­жан в аэро­пор­ту при посад­ке на мос­ков­ский рейс. Из его сум­ки изъ­ята под­бро­шен­ная сотруд­ни­ка­ми Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти дис­ке­та с воен­ной инфор­ма­ци­ей и с состав­лен­ным в Москве обра­ще­ни­ем оппо­зи­ции, «при­зы­ва­ю­щим к насиль­ствен­но­му изме­не­нию госу­дар­ствен­но­го строя”. В тот же день при обыс­ке квар­ти­ры изъ­ят ком­пью­тер, изу­че­ние инфор­ма­ции в кото­ром поз­во­ли­ло уста­но­вить что Анна­кур­ба­нов явля­ет­ся авто­ром ряда кри­ти­че­ских мате­ри­а­лов, пере­дан­ных под псев­до­ни­ма­ми турк­мен­ской служ­бой Радио «Сво­бо­да». После задер­жа­ния содер­жал­ся в СИЗО КНБ, где под­вер­гал­ся пыт­кам. 1 нояб­ря 1997 г. предъ­яв­ле­но обви­не­ние в попыт­ке пере­да­чи за рубеж сек­рет­ных воен­ных све­де­ний. На две­на­дца­тый день заклю­че­ния с жур­на­ли­стом встре­ти­лись пред­се­да­тель Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти, министр внут­рен­них дел и гене­раль­ный про­ку­рор, кото­рые дали обе­ща­ние, что в слу­чае при­зна­ния вины и отка­за от сотруд­ни­че­ства с Радио “Сво­бо­да” жур­на­лист не будет при­вле­чен к уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти, угро­жая в слу­чае отка­за 15-лет­ним заклю­че­ни­ем. В ито­ге Анна­кур­ба­нов согла­сил­ся «при­знать­ся», что нашел сек­рет­ные мате­ри­а­лы в сво­ем поч­то­вом ящи­ке, и про­сить о поми­ло­ва­нии. 13 нояб­ря 1997 г. он был осво­бож­ден. Уго­лов­ное дело было закры­то в мар­те 1998 г. В апре­ле 1998 г. жур­на­лист бежал из страны.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

5 декаб­ря 1997 г. Мини­стер­ством свя­зи Турк­ме­ни­ста­на утвер­ди­ло текст стан­дарт­но­го согла­ше­нии о предо­став­ле­нии досту­па к интер­не­ту через госу­дар­ствен­ную ком­па­нию “Турк­ме­ни­стан-он-лайн”, соглас­но кото­ро­му “Турк­мен­те­ле­ком” и “ее парт­не­ры име­ют пра­во отка­зать в пере­сыл­ке или уда­лять любые мате­ри­а­лы и инфор­ма­цию, пол­но­стью или частич­но, если они нару­ша­ют зако­но­да­тель­ство Турк­ме­ни­ста­на или могут нане­сти ущерб обще­ствен­но­му порядку”.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

1998 год

27 фев­ра­ля 1998 г. при­ня­то поста­нов­ле­ние пре­зи­ден­та Турк­ме­ни­ста­на №3611 «О поряд­ке откры­тия и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния поли­гра­фи­че­ских предприятий(типографий), мно­жи­тель­ных участ­ков и госу­дар­ствен­ном лицен­зи­ро­ва­нии поли­гра­фи­че­ской дея­тель­но­сти в Турк­ме­ни­стане». Соглас­но поста­нов­ле­нию, любая изда­тель­ская дея­тель­ность лицен­зи­ру­ет­ся, МВД кон­тро­ли­ру­ет исполь­зо­ва­ние мно­жи­тель­ной тех­ни­ки, вклю­чая выда­чу спе­ци­аль­ных раз­ре­ше­ний на исполь­зо­ва­ние ксероксов.

Источ­ник: архив Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал»

17 апре­ля 1998 г. Вита­лий Поно­ма­рев, рос­сий­ский жур­на­лист и пра­во­за­щит­ник, при­ле­тев­ший в Турк­ме­ни­стан вме­сте с турк­мен­ским дис­си­ден­том Авды Кули­е­вым, был задер­жан сотруд­ни­ка­ми Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Турк­ме­ни­ста­на при про­хож­де­нии пас­порт­но­го кон­тро­ля в ашха­бад­ском аэро­пор­ту. На сле­ду­ю­щее утро он был депор­ти­ро­ван. Турк­мен­ские офи­ци­аль­ные лица отка­за­лись соста­вить акт о депор­та­ции, одна­ко заяви­ли, что соот­вет­ству­ю­щее реше­ние при­ня­то в свя­зи с пуб­ли­ка­ци­я­ми Поно­ма­ре­ва о Турк­ме­ни­стане в рос­сий­ской “Неза­ви­си­мой газе­те” и дру­гих зару­беж­ных СМИ.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

В сере­дине апре­ля 1998 г. через 15 минут после того, как ашха­бад­ский кор­ре­спон­дент турк­мен­ской служ­бы Радио «Сво­бо­да» Сапар­му­рат Овез­бер­ды­ев полу­чил зада­ние взять в аэро­пор­ту интер­вью у при­ле­та­ю­ще­го в Ашха­бад турк­мен­ско­го оппо­зи­ци­о­не­ра Авды Кули­е­ва, офи­цер Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти позво­нил жур­на­ли­сту и в угро­жа­ю­щей фор­ме потре­бо­вал не выез­жать в аэро­порт, напом­нив об отсут­ствии аккре­ди­та­ции. Овез­бер­ды­ев вынуж­ден был под­чи­нить­ся тре­бо­ва­нию властей.

Источ­ник: Поно­ма­рев В., Мит­ро­хин Н. Турк­ме­ни­стан: госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка и пра­ва чело­ве­ка (1995–1998). М., 1999 

 18 декаб­ря 1998 г. кор­ре­спон­ден­ту газе­ты «Ней­траль­ный Турк­ме­ни­стан» Галине Щепот­ки­ной объ­яв­лен стро­гий выго­вор и она пони­же­на в долж­но­сти на три меся­ца за то, что без раз­ре­ше­ния глав­но­го редак­то­ра под­го­то­ви­ла интер­вью с пред­ста­ви­те­лем аме­ри­кан­ско­го Агент­ства меж­ду­на­род­но­го раз­ви­тия в Турк­ме­ни­стане Мёр­лом Бей­ке­ром. Ранее (осе­нью 1998 г.) жур­на­лист­ка под­верг­лась «про­ра­бот­ке» за ста­тью о непра­ви­тель­ствен­ных организациях.

Источ­ник: «Пра­ва чело­ве­ка в Турк­ме­ни­стане (обзор собы­тий за январь-апрель 1999 г.). М., 1999 

В декаб­ре 1998 г. руко­вод­ство Турк­мен­ской госу­дар­ствен­но­го ТВ потре­бо­ва­ло от редак­то­ра рус­ско­го веща­ния Нины Шме­ле­вой напи­сать заяв­ле­ние об уволь­не­нии по соб­ствен­но­му жела­нию, как пред­по­ла­га­ют, из-за ее уча­стия в дея­тель­но­сти Рус­ской общи­ны Турк­ме­ни­ста­на. После угро­зы жур­на­лист­ки обра­тить­ся в меж­ду­на­род­ные орга­ни­за­ции, ей сохра­ни­ли долж­ность, но пере­ве­ли на выпол­не­ние тех­ни­че­ской работы.

Источ­ник: «Пра­ва чело­ве­ка в Турк­ме­ни­стане (обзор собы­тий за январь-апрель 1999 г.). М., 1999 

19 декаб­ря 1998 г. пре­зи­дент Турк­ме­ни­ста­на Ния­зов, высту­пая на съез­де Демо­кра­ти­че­ской пар­тии, обви­нил акти­ви­ста Рус­ской общи­ны Турк­ме­ни­ста­на Вяче­сла­ва Маме­до­ва в том, что тот в интер­вью рос­сий­ской радио­стан­ции «Маяк» «окле­ве­тал» турк­мен­скую дей­стви­тель­ность. 21 декаб­ря Маме­дов вер­нул­ся из Моск­вы в Крас­но­водск, где был задер­жан у тра­па само­ле­та сотруд­ни­ка­ми Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти. В тече­ние двух дней его под­вер­га­ли допро­сам и вынуж­да­ли давать пись­мен­ные объ­яс­не­ния. Мате­ри­а­лы допро­сов были направ­ле­ны в Ашха­бад «для при­ня­тия реше­ния руко­вод­ством КНБ» (о после­ду­ю­щих собы­ти­ях см. хро­ни­ку 1999 г.).

Источ­ник: «Пра­ва чело­ве­ка в Турк­ме­ни­стане (обзор собы­тий за январь-апрель 1999 г.). М., 1999 

1999 год

В янва­ре 1999 г. посоль­ство РФ в Ашха­ба­де полу­чи­ло ноту МИД Турк­ме­ни­ста­на, в кото­рой заяв­ля­лось, что турк­мен­ское пра­ви­тель­ство «остав­ля­ет за собой пра­во при­нять меры поли­ти­че­ско­го и пра­во­во­го харак­те­ра» в отно­ше­нии акти­ви­стов Рус­ской общи­ны Турк­ме­ни­ста­на, чле­нов Сове­та сооте­че­ствен­ни­ков при Госу­дар­ствен­ной Думе РФ Вяче­сла­ва Маме­до­ва и Ана­то­лия Фоми­на, дав­ших 18 декаб­ря 1998 г. «кле­вет­ни­че­ское» интер­вью радио­стан­ции «Маяк». После это­го Фомин, нахо­див­ший­ся в Рос­сии, решил не воз­вра­щать­ся в Турк­ме­ни­стан, а Маме­дов после несколь­ких допро­сов был задер­жан 21 янва­ря 1999 г. по обви­не­ние в мошен­ни­че­стве и полу­че­нии неза­кон­но­го воз­на­граж­де­нии, 3 фев­ра­ля 1999 г. под дав­ле­ни­ем меж­ду­на­род­ных орга­ни­за­ций осво­бож­ден под под­пис­ку о невы­ез­де, обя­зав­шись «не кон­так­ти­ро­вать с жур­на­ли­ста­ми». 17 декаб­ря 1999 г. уго­лов­ное дело было пре­кра­ще­но по амнистии.

Источ­ник: «Пра­ва чело­ве­ка в Турк­ме­ни­стане (обзор собы­тий за январь-апрель 1999 г.). М., 1999, архив Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал»

23 янва­ря 1999 г. сотруд­ни­ки поли­ции и Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти пре­рва­ли встре­чу акти­ви­стов турк­мен­ско­го отде­ле­ния Цен­траль­но-Ази­ат­ской ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов «Соци­аль­ное парт­нер­ство» с пред­ста­ви­те­ля­ми «Counter Parth Consortium», про­хо­див­шую на част­ной квар­ти­ре в Ашха­ба­де. Днем ранее пред­ста­ви­тель МИД Турк­ме­ни­ста­на тре­бо­вал от ини­ци­а­то­ра встре­чи жур­на­лист­ки газе­ты «Ней­траль­ный Турк­ме­ни­стан» Гали­ны Щепот­ки­ной отме­нить меро­при­я­тие «запре­щен­ной орга­ни­за­ции». 26 янва­ря Щепот­ки­на была уво­ле­на за «нару­ше­ние жур­на­лист­ской эти­ки и пре­вы­ше­ние долж­ност­ных пол­но­мо­чий». Одна­ко вско­ре при­каз об уволь­не­нии был отме­нен. Жур­на­лист­ке сооб­щи­ли, что с 1 фев­ра­ля 1999 г. ей умень­ша­ют оклад и пере­во­дят в жур­нал «Финан­со­вые вести». В тот же день мини­стер­ство юсти­ции Турк­ме­ни­ста­на отка­за­лось при­нять доку­мен­ты на реги­стра­цию турк­мен­ско­го отде­ле­ния ЦААЖ «Соци­аль­ное парт­нер­ство», сослав­шись на то, что «уже есть Союз жур­на­ли­стов и боль­ше нам ниче­го не нужно».

Источ­ник: «Пра­ва чело­ве­ка в Турк­ме­ни­стане (обзор собы­тий за январь-апрель 1999 г.). М., 1999 

3 фев­ра­ля 1999 г. из Турк­ме­ни­ста­на был депор­ти­ро­ван сотруд­ник мос­ков­ско­го офи­са аме­ри­кан­ской пра­во­за­щит­ной орга­ни­за­ции «Human Rights Watch» Алек­сандр Пет­ров. Офи­ци­аль­ные лица заяви­ли, что Пет­ров раз­да­вал граж­да­нам Турк­ме­ни­ста­на пра­во­за­щит­ные мате­ри­а­лы, что яко­бы «нару­ша­ет зако­ны» и «угро­жа­ет подо­рвать ста­биль­ность в стране». Мате­ри­а­лы, рас­про­стра­няв­ши­е­ся «Human Rights Watch», были изъ­яты в Ашха­ба­де у несколь­ких турк­мен­ских жур­на­ли­стов и диссидентов.

Источ­ник: «Пра­ва чело­ве­ка в Турк­ме­ни­стане (обзор собы­тий за январь-апрель 1999 г.). М., 1999 

7 мар­та 1999 г. рос­сий­ские пра­во­за­щит­ни­ки и жур­на­ли­сты Вита­лий Поно­ма­рев и Нико­лай Мит­ро­хин были задер­жа­ны погра­нич­ни­ка­ми при попыт­ке въе­хать в Турк­ме­ни­стан на част­ном авто­мо­би­ле через КПП «Бек­даш», и на сле­ду­ю­щий день депор­ти­ро­ва­ны. При этом погра­нич­ни­ки ссы­ла­лись на сек­рет­ный при­каз коман­ду­ю­ще­го погран­вой­ска­ми Турк­ме­ни­ста­на гене­ра­ла Кабу­ло­ва, соглас­но кото­ро­му вво­дят­ся огра­ни­че­ния на въезд в стра­ну 25 жур­на­ли­стам из госу­дарств СНГ, извест­ных сво­и­ми кри­ти­че­ским пуб­ли­ка­ци­я­ми о режи­ме Ния­зо­ва (Поно­ма­рев, напри­мер, зна­чил­ся в этом спис­ке как автор рос­сий­ской «Неза­ви­си­мой газе­ты»). 10 мар­та 1999 г. рос­сий­ский кон­сул Сер­гей Сте­па­нов сооб­щил Поно­ма­ре­ву, что «по инфор­ма­ции, полу­чен­ной от турк­мен­ских вла­стей, Вы явля­е­тесь «пер­со­ной, неже­ла­тель­ной на тер­ри­то­рии Туркменистана».

Источ­ник: «Пра­ва чело­ве­ка в Турк­ме­ни­стане (обзор собы­тий за январь-апрель 1999 г.). М., 1999 

21 апре­ля 1999 г. пре­зи­дент Турк­ме­ни­ста­на Ния­зов, отве­чая на кри­ти­ку пра­во­за­щит­ных орга­ни­за­ций, заявил об отмене пред­ва­ри­тель­ной цен­зу­ры турк­мен­ских пери­о­ди­че­ских изда­ний: «Цен­зу­ра – сло­во испач­кан­ное, давай­те по ваше­му же пред­ло­же­нию устра­ним его из оби­хо­да. Пусть редак­ции берут на себя всю ответ­ствен­ность за соблю­де­ние инте­ре­сов государства».

Источ­ник: газе­та «Ней­траль­ный Турк­ме­ни­стане» от 28 апре­ля 1999 г., «Пра­ва чело­ве­ка в Турк­ме­ни­стане (обзор собы­тий за январь-апрель 1999 г.). М., 1999 

2000 год

В фев­ра­ле 2000 г. пре­зи­дент Ния­зов утвер­дил пред­став­лен­ный ему спи­сок пред­ста­ви­те­лей интел­ли­ген­ции, подо­зре­ва­е­мых в поли­ти­че­ской нело­яль­но­сти, за кото­ры­ми необ­хо­дим спе­ци­аль­ный кон­троль сек­рет­ной поли­ции. В пись­ме, полу­чен­ном из Ашха­ба­да, при­во­дят­ся 22 фами­лии из это­го спис­ка, поло­ви­на из кото­рых подо­зре­ва­ет­ся в неглас­ном сотруд­ни­че­стве с Турк­мен­ской служ­бой Радио «Сво­бо­да».

Источ­ник: архив Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал»

 В апре­ле 2000 г. рос­сий­ский жур­на­лист Алек­сандр Бушев, эми­гри­ро­вав­ший из Турк­ме­ни­ста­на в 1996 г., был задер­жан в ашха­бад­ском аэро­пор­ту при попыт­ке въез­да в стра­ну как «неже­ла­тель­ный ино­стра­нец». По неко­то­рым дан­ным, после вме­ша­тель­ства МИД Турк­ме­ни­ста­на жур­на­лист смог пере­сечь гра­ни­цу, одна­ко вско­ре от него потре­бо­ва­ли поки­нуть стра­ну. По ука­за­нию пре­зи­ден­та Ния­зо­ва чинов­ни­ки МИД, содей­ство­вав­шие поезд­ке Буше­ва в Турк­ме­ни­стан, были сме­ще­ны со сво­их постов.

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 31.07.2000 (файл turkom.doc)

 3 мая 2000 г. Ашха­бад­ский город­ской суд вынес при­го­вор в отно­ше­нии 13 лиц, обви­ня­е­мых в соуча­стии в под­дел­ке доку­мен­тов о рос­сий­ском граж­дан­стве и мошен­ни­че­стве. Сре­ди осуж­ден­ных – акти­вист­ка Рус­ской общи­ны Турк­ме­ни­ста­на, жур­на­лист­ка ТВ Нина Шме­ле­ва, пытав­ша­я­ся про­ве­сти неза­ви­си­мое рас­сле­до­ва­ние слу­ча­ев кор­руп­ции при полу­че­нии рос­сий­ско­го граж­дан­ства и ста­ту­са пере­се­лен­ца. Шме­ле­ва была при­го­во­ре­на к 6 годам лише­ния сво­бо­ды, одна­ко 12 июля 2000 г. Вер­хов­ный Суд Турк­ме­ни­ста­на заме­нил ей нака­за­ние на услов­ное (как и четы­рем дру­гим жен­щи­нам из чис­ла осуж­ден­ных по это­му делу). По мне­нию мест­ных наблю­да­те­лей, Шме­ле­ва под­вер­га­лась пре­сле­до­ва­ни­ям за кри­ти­че­ские выска­зы­ва­ния в адрес ния­зов­ско­го режи­ма. 27 декаб­ря 1999 г. вла­сти яко­бы по ошиб­ке снес­ли буль­до­зе­ра­ми ее дачу. В янва­ре 2000 г. ее выну­ди­ли при­знать вину по делу о мошен­ни­че­стве. 14 фев­ра­ля 2000 г. муж Шме­ле­вой, заве­до­вав­ший кафед­рой в Ака­де­мии поли­ции, был уво­лен с рабо­ты за незна­ние турк­мен­ско­го язы­ка, а 5 июля саму жур­на­лист­ку выну­ди­ли подать заяв­ле­ние об ухо­де с ТВ «по соб­ствен­но­му жела­нию». Позд­нее Шме­ле­ва эми­гри­ро­ва­ла в Россию.

Источ­ник: пресс-рели­зы Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 15.07.2000, 17.07.2000 

27 мая 2000 г. мини­стер­ство свя­зи Турк­ме­ни­ста­на ото­зва­ло лицен­зии почти у всех част­ных интер­нет-про­вай­де­ров, пред­пи­сав им пре­кра­тить дея­тель­ность с 29 мая 2000 г. Офи­ци­аль­но это реше­ние объ­яс­ня­ет­ся тем, что ком­па­нии не предо­ста­ви­ли или предо­ста­ви­ли в иска­жен­ной фор­ме све­де­ния, необ­хо­ди­мые для пере­оформ­ле­ния лицен­зий в соот­вет­ствии с поста­нов­ле­ни­ем пре­зи­ден­та Турк­ме­нии от 24 фев­ра­ля 2000 года «О лицен­зи­ро­ва­нии дея­тель­но­сти в обла­сти свя­зи». Лицен­зию сохра­ни­ли лишь науч­но-тех­ни­че­ский центр Госу­дар­ствен­ной ком­па­нии элек­тро­свя­зи “Турк­мен­те­ле­ком” и сотруд­ни­ча­ю­щая с ней фир­ма «Сибис».

Источ­ник: РИА «Ново­сти» 27.05.2000, ЦЭЖ

Мос­ков­ский кор­ре­спон­дент газе­ты «Дей­ли теле­граф» Мар­кус Уор­рен в авгу­сте 2000 г. был задер­жан в Ашха­ба­де и достав­лен в МИД Турк­ме­ни­ста­на, где ему угро­жа­ли анну­ли­ро­вать визу из-за того, что в раз­го­во­ре с жур­на­ли­стом турк­мен­ской служ­бы Радио «Сво­бо­да» Сапар­му­ра­дом Овез­бер­ды­евым он поин­те­ре­со­вал­ся воз­мож­но­стью встре­чи с турк­мен­ски­ми диссидентами.

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 31.07.2000 

Быв­ший сотруд­ник редак­ции газе­ты “Ней­траль­ный Турк­ме­ни­стан” Нико­лай Гера­си­мов был аре­сто­ван в Ашха­ба­де 2 авгу­ста 2000 г. 17 октяб­ря 2000 г. Азатлык­ский рай­он­ный суд г.Ашхабада при­знал его винов­ным в под­дел­ке доку­мен­тов и мошен­ни­че­стве и при­го­во­рил к 5 годам лише­ния сво­бо­ды с отбы­ти­ем нака­за­ния в коло­нии обще­го режи­ма. Неофи­ци­аль­ные источ­ни­ки утвер­жда­ют, что турк­мен­ские спец­служ­бы подо­зре­ва­ли Гера­си­мо­ва в пере­да­че азер­бай­джан­ско­му инфор­ма­ци­он­но­му агент­ству све­де­ний о неф­те­га­зо­вой про­мыш­лен­но­сти Турк­ме­ни­ста­на. 19 декаб­ря 2000 г. рос­сий­ская «Неза­ви­си­мая газе­та» опуб­ли­ко­ва­ла ста­тью ашха­бад­ско­го жур­на­ли­ста, утвер­ждав­ше­го, что Гера­си­мов «совсем недав­но пытал­ся про­дать сек­рет­ную пере­пис­ку Гей­да­ра Али­е­ва с Лео­ни­дом Бреж­не­вым» и полу­чил «валют­ный чек на при­лич­ную сум­му» во вре­мя поезд­ки в Баку.

Источ­ник: пресс-рели­зы Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 05.12.2000 и 15.01.2001 

В декаб­ре 2000 г. вла­сти Турк­ме­ни­ста­на засек­ре­ти­ли пред­при­ня­ли чрез­вы­чай­ные меры, что­бы не допу­стить рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции о жерт­вах зем­ле­тря­се­ния 6 декаб­ря 2001 г. на запа­де стра­ны. Офи­ци­аль­ное сооб­ще­ние об отсут­ствии «раз­ру­ше­ний и жертв» спро­во­ци­ро­ва­ло анти­пра­ви­тель­ствен­ные бес­по­ряд­ки в г.Казанджике. Спец­служ­бы полу­чи­ли зада­ние выявить и нака­зать «кле­вет­ни­ков».

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 15.01.2001 (файл tur-zem1.rtf)

Быв­ший гене­раль­ный дирек­тор бюро «Ком­со­моль­ской прав­ды» в Турк­ме­ни­стане Батыр Муха­ме­дов осуж­ден в июне 2000 г. в Ашха­ба­де по сфаб­ри­ко­ван­но­му делу о хра­не­нии 0,04 г геро­и­на. Взят под стра­жу в зале суда. Осво­бож­ден по амни­стии 23 декаб­ря 2000 г. В июне 2001 г. эми­гри­ро­вал в Россию.

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 30.06.2002 

2001 год

В апре­ле 2001 г. уни­что­жен тираж пер­во­го номе­ра при­ло­же­ния «Сер­дар ёлы» к газе­те «Ней­траль­ный Турк­ме­ни­стан», выпу­щен­ный без согла­со­ва­ния с пре­зи­ден­том Ния­зо­вым на сред­ства гран­та одной из про­грамм ООН.

Источ­ник: Центр экс­тре­маль­ной журналистики

15 нояб­ря 2001 г. турк­мен­ские вла­сти вве­ли огра­ни­че­ния на доступ мест­ных поль­зо­ва­те­лей к ряду рус­ско­языч­ных сай­тов в Интер­не­те. Эти огра­ни­че­ния ста­ли след­стви­ем пуб­ли­ка­ций серии интер­вью с быв­шим мини­стром ино­стран­ных дел Турк­ме­ни­ста­на Бори­сом Шихму­ра­до­вым, объ­явив­шем 1 нояб­ря 2001 г. в Москве о пере­хо­де в оппо­зи­цию. В декаб­ре был бло­ки­ро­ван доступ к вновь создан­но­му оппо­зи­ци­он­но­му сай­ту «Гун­до­гар», заяв­лен­но­му в каче­стве орга­на воз­глав­ля­е­мо­го Шихму­ра­до­вым Народ­но- демо­кра­ти­че­ско­го дви­же­ния Туркменистана.

Источ­ник: Пра­во­за­щит­ный Центр «Мемо­ри­ал»

2002 год

В янва­ре-фев­ра­ле 2002 г. вла­сти Турк­ме­ни­ста­на уже­сто­чи­ли кон­троль за интер­не­том, закрыв доступ к сай­там “Евра­зия”, “Цен­трА­зия”, “Немец­кая вол­на”, “Фергана.ру”,. “Вре­мя ново­стей”, “Эхо”, “Эркин Туркменистан”.

Источ­ник: Центр экс­тре­маль­ной жур­на­ли­сти­ки, Пра­во­за­щит­ный Центр «Мемо­ри­ал»

В янва­ре 2002 г. дирек­тор Казах­стан­ско­го инсти­ту­та стра­те­ги­че­ских иссле­до­ва­ний Мау­лен Ашим­ба­ев при­ка­зал уда­лить с сай­та инсти­ту­та и из гото­вя­ще­го­ся к пуб­ли­ка­ции номе­ра жур­на­ла «Analytic» ста­тью «Пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет Сапар­му­ра­та Ния­зо­ва» Ж.Биржановой, в кото­рой «нестан­дарт­ные шаги» гла­вы турк­мен­ско­го госу­дар­ства объ­яс­ня­ют­ся пси­хо­ло­ги­че­ски­ми стрес­са­ми, пере­не­сен­ны­ми им в дет­стве. Ста­тья почти сра­зу была вос­про­из­ве­де­на на оппо­зи­ци­он­ном турк­мен­ском сай­те «Гун­до­гар». МИД Турк­ме­ни­ста­на выра­зил про­тест про­тив «недру­же­ствен­ной пуб­ли­ка­ции», в том чис­ле пото­му, что при ее под­го­тов­ке исполь­зо­ва­лась инфор­ма­ция из «неофи­ци­аль­ных источников».

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 28.02.2002 

В мае 2002 г. газе­та «Ней­траль­ный Турк­ме­ни­стан» рас­торг­ла кон­тракт со сво­им кор­ре­спон­ден­том в г.Дашогузе Еле­ной Митя­е­вой после того, как ста­ло извест­но о наме­ре­нии жур­на­лист­ки поехать в Шве­цию для уча­стия в семи­на­ре «Демо­кра­тия и журналистика».

Источ­ник: Центр экс­тре­маль­ной журналистики

В апре­ле 2002 г. тамож­ня ашха­бад­ско­го аэро­пор­та изъ­яла часть тира­жа рос­сий­ской газе­ты «Ком­со­моль­ская прав­да», в номе­рах кото­рой за 4 и 6 апре­ля были опуб­ли­ко­ва­ны путе­вые замет­ки “На стра­ну Турк­мен­ба­ши я дивил­ся от души” о кор­ре­спон­ден­та Нико­лая Вар­се­го­ва. У под­пис­чи­ков, кото­рые все же полу­чи­ли газе­ту, сотруд­ни­ки Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти пыта­лись изъ­ять запре­щен­ные номе­ра или полу­чить под­пис­ку о нераз­гла­ше­нии содер­жа­ния пуб­ли­ка­ции. Ком­па­ния «Турк­мен­те­ле­ком» закры­ла доступ к элек­трон­ным вер­си­ям пуб­ли­ка­ции. В нача­ле мая «Ком­со­моль­ская прав­да» была изъ­ята из ката­ло­га под­пис­ки на вто­рое полугодие.

Источ­ник: Центр экс­тре­маль­ной журналистики

С 16 июля 2002 г. вла­сти запре­ти­ли достав­ку под­пис­чи­кам в Турк­ме­ни­стане рос­сий­ских пери­о­ди­че­ских изда­ний – яко­бы из-за «высо­ких тари­фов на пере­воз­ку». Посту­па­ю­щие в Ашха­бад рос­сий­ские газе­ты и жур­на­лы задер­жи­ва­ют­ся тамож­ней, опе­ча­ты­ва­ют­ся и складируются.

Источ­ник: РИА «Ново­сти» 28.07.2002 и 14.10.2002

После того как 6–7 июля 2002 г. по кана­лам кабель­но­го ТВ в Турк­ме­ни­стане были ретранс­ли­ро­ва­ны кри­ти­че­ские теле­ре­пор­та­жи о Турк­ме­ни­стане Аси Айсман, пере­дан­ные рос­сий­ским теле­ка­на­лом РЕН-ТВ, пре­зи­дент Ния­зов потре­бо­вал «наве­сти поря­док» в сфе­ре кабель­но­го ТВ и уста­но­вить кон­троль за содер­жа­ни­ем пере­дач. С 15 июля нача­лось мас­со­вое отклю­че­ние кабель­но­го ТВ под пред­ло­гом отсут­ствия у ком­па­ний лицен­зий на этот вид дея­тель­но­сти. Позд­нее транс­ля­ция была частич­но вос­ста­нов­ле­на, но ретранс­ля­ция про­грамм кана­ла РЕН-ТВ — запрещена.

Источ­ник: Пра­во­за­щит­ный Центр «Мемо­ри­ал», Центр экс­тре­маль­ной журналистики

В сен­тяб­ре 2002 г. сотруд­ни­ки Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти про­ве­ли про­вер­ку исполь­зо­ва­ния ком­пью­те­ров в госу­дар­ствен­ных и неко­то­рых него­су­дар­ствен­ных орга­ни­за­ци­ях с целью выяв­ле­ния рас­про­стра­ни­те­лей мате­ри­а­лов оппо­зи­ци­он­ных сайтов.

Источ­ник: Пра­во­за­щит­ный Центр «Мемо­ри­ал»

 

14 сен­тяб­ря 2002 г. в Ашха­ба­де был аре­сто­ван вла­де­лец част­но­го ком­пью­тер­но­го мага­зи­на Батыр Кур­ба­нов, рас­про­стра­няв­ший сре­ди зна­ко­мых мате­ри­а­лы о Турк­ме­ни­стане, раз­ме­щен­ные на зару­беж­ных сай­тах. Позд­нее в том же году осуж­ден по сфаб­ри­ко­ван­но­му обви­не­нию. Осво­бож­ден по амни­стии в 2003(?) г.

Источ­ник: «Гун­до­гар», Пра­во­за­щит­ный Центр «Мемо­ри­ал»

В сен­тяб­ре 2002 г. в тече­ние 20 дней была бло­ки­ро­ва­на теле­фон­ная связь ашха­бад­ско­го кор­ре­спон­ден­та Турк­мен­ской служ­бы Радио «Сво­бо­да» Сапар­му­ра­да Овез­бер­ды­ева.

Источ­ник: Пра­во­за­щит­ный Центр «Мемо­ри­ал»

23 октяб­ря 2002 г. в Москве двое неиз­вест­ных  пыта­лись силой зата­щить в при­пар­ко­ван­ную маши­ну вне­штат­но­го сотруд­ни­ка Турк­мен­ской служ­бы Радио «Сво­бо­да» Шана­за­ра Бер­ды­ева, одна­ко ему уда­лось вырвать­ся и убе­жать. По сло­вам Бер­ды­ева, неиз­вест­ные раз­го­ва­ри­ва­ли на турк­мен­ском язы­ке и зна­ли его имя.

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 03.09.2003 

Начи­ная с кон­ца нояб­ря 2002 г. десят­ки подо­зре­ва­е­мых были задер­жа­ны в Турк­ме­ни­стане в свя­зи с неудав­шей­ся попыт­кой госу­дар­ствен­но­го пере­во­ро­та, пред­при­ня­той 25 нояб­ря 2002 г. сто­рон­ни­ка­ми Бори­са Шихму­ра­до­ва. Сре­ди аре­сто­ван­ных – Сер­дар Рахи­мов, воз­глав­ляв­ший до 1990 г. Госу­дар­ствен­ный коми­тет Турк­мен­ской ССР по радио и ТВ. За аккре­ди­то­ван­ны­ми в Турк­ме­ни­стане рос­сий­ски­ми жур­на­ли­ста­ми Вик­то­ром Пано­вым и Миха­и­лом Пере­плес­ни­ным, при­ле­тев­ши­ми в Ашха­бад за несколь­ко дней до про­ис­шед­ших собы­тий, уста­нов­ле­на слежка.

Источ­ник: Пра­во­за­щит­ный Центр «Мемо­ри­ал»

7 декаб­ря 2002 г. вбли­зи стан­ции Ашу­кин­ская (в 50 км от Моск­вы) трое неиз­вест­ных напа­ли на юрис­кон­суль­та ЗАО «Газе­та «Прав­да», быв­ше­го гене­раль­но­го дирек­то­ра бюро газе­ты «Ком­со­моль­ская прав­да» в Турк­ме­ни­стане Баты­ра Муха­ме­до­ва. По мне­нию постра­дав­ше­го, инци­дент свя­зан с его выступ­ле­ни­ем о ситу­а­ции в Турк­ме­ни­стане, транс­ли­ро­вав­шим­ся 26 нояб­ря по рос­сий­ско­му ТВ. Повы­шен­ный инте­рес со сто­ро­ны неиз­вест­ных жур­на­лист впер­вые ощу­тил после пресс-кон­фе­рен­ции 23 октяб­ря, где он пре­зен­то­вал свои тюрем­ные вос­по­ми­на­ния «Башист­ский ГУЛАГ».

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 10.12.2002 

2003 год

Ано­ним­ное интер­нет-агент­ство ZPA рас­про­стра­ни­ло 10 янва­ря 2003 г. инфор­ма­цию о воз­буж­де­нии в Турк­ме­ни­стане уго­лов­но­го дела в отно­ше­нии извест­но­го рос­сий­ско­го жур­на­ли­ста Арка­дия Дуб­но­ва в свя­зи с пока­за­ни­я­ми о его при­част­но­сти к неудав­шей­ся попыт­ке госу­дар­ствен­но­го пере­во­ро­та. Посоль­ство Турк­ме­ни­ста­на в Москве не под­твер­ди­ло эту инфор­ма­цию, одна­ко неко­то­рые неофи­ци­аль­ные источ­ни­ки наста­и­ва­ют на ее достоверности.

Источ­ник: «Эхо Моск­вы», «Изве­стия», ZPA и др. 

23 апре­ля 2003 г. город­ской суд горо­да Турк­мен­ба­ши удо­вле­тво­рил иск Вяче­сла­ва Маме­до­ва, тре­бу­ю­ще­го у город­ско­го отде­ле­ния свя­зи мате­ри­аль­ной ком­пен­са­ции за недо­став­лен­ные по под­пис­ке рос­сий­ские газе­ты и жур­на­лы, ввоз кото­рых в Турк­ме­ни­стан был неглас­но запре­щен в июле 2002 г.

Источ­ник: пресс-рели­зы Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 06.04.2003 и 23.04.2003 

24 апре­ля 2003 г. из СИЗО Мини­стер­ства наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Турк­ме­ни­ста­на был осво­бож­ден аме­ри­кан­ский граж­да­нин Лео­нид Кома­ров­ский, в про­шлом – один из авто­ров попу­ляр­ной теле­пе­ре­да­чи «Про­жек­тор пере­строй­ки». Кома­ров­ский был задер­жан в Ашха­ба­де 26 нояб­ря 2002 г. и обви­нен в при­част­но­сти к неудав­шей­ся попыт­ке госу­дар­ствен­но­го пере­во­ро­та. Что­бы добить­ся осво­бож­де­ния, экс-жур­на­ли­сту при­шлось пообе­щать, что он напи­шет кни­гу, в кото­рой «рас­ска­жет прав­ду» о собы­ти­ях 25 нояб­ря 2002 г.

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 26.04.2003 

29 июля 2003 г. в Москве двое неиз­вест­ных жесто­ко изби­ли вне­штат­но­го сотруд­ни­ка Турк­мен­ской служ­бы Радио «Сво­бо­да» Муха­мед­гель­ды Бер­ды­ева. Напа­де­нию на М.Бердыева пред­ше­ство­ва­ла пуб­ли­ка­ция 24 июля на сай­те «Цен­трА­зия» ано­ним­но­го мате­ри­а­ла, явля­ю­ще­го­ся крат­ким изло­же­ни­ем досье турк­мен­ских спец­служб об оппо­зи­ци­он­ной дея­тель­но­сти и лич­ной жиз­ни жур­на­ли­ста. В ста­тье упо­ми­на­ет­ся и имя сына М.Бердыева — Шана­за­ра, так­же явля­ю­ще­го­ся вне­штат­ным сотруд­ни­ком Турк­мен­ской служ­бы Радио «Сво­бо­да». Авто­ры ста­тьи недву­смыс­лен­но заме­ча­ют, что уча­стие в «так назы­ва­е­мой оппо­зи­ци­он­ной дея­тель­но­сти» «может иска­ле­чить судь­бу… Шана­за­ра». Напа­де­ние на Шана­за­ра Бер­ды­ева было совер­ше­но в Москве 2 сен­тяб­ря 2003 г. Вра­чи кон­ста­ти­ро­ва­ли «лег­кое сотря­се­ние мозга».

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 03.09.2003 

11 сен­тяб­ря 2003 г. ашха­бад­ский кор­ре­спон­дент Турк­мен­ской служ­бы Радио «Сво­бо­да» Сапар­му­рат Овез­бер­ды­ев был задер­жан сотруд­ни­ка­ми Мини­стер­ства наци­о­наль­ной без­опас­но­сти, кото­рые неза­кон­но удер­жи­ва­ли жур­на­ли­ста в СИЗО МНБ почти 2,5 суток, угро­жая ему 20-лет­ним тюрем­ным заклю­че­ни­ем как «пре­да­те­лю Роди­ны». Соглас­но име­ю­щей­ся инфор­ма­ции, Овез­бер­ды­ев был достав­лен в СИЗО с меш­ком на голо­ве, ему дела­ли уко­лы неиз­вест­ным пре­па­ра­том и при­нуж­да­ли дать под­пис­ку о сотруд­ни­че­стве с сек­рет­ной поли­ци­ей в каче­стве аген­та. Жур­на­лист был осво­бож­ден позд­но вече­ром 13 сен­тяб­ря. 14 сен­тяб­ря спец­служ­бы про­ве­ли опись тех­ни­че­ских средств, исполь­зу­е­мых Овез­бер­ды­евым для рабо­ты на Радио «Сво­бо­да».

Источ­ник: пресс-рели­зы Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 15.09.2003, 26.09.2003 и 07.10.2003 

24 сен­тяб­ря 2003 г. в Ашха­ба­де был кон­фис­ко­ван част­ный дом Марал Баба­е­вой. Сотруд­ни­ки Мини­стер­ства наци­о­наль­ной без­опас­но­сти сооб­щи­ли хозяй­ке, что реше­ние при­ня­то с уче­том того, что ранее она состо­я­ла в бра­ке с Ораз­му­ха­ме­дом Ыклы­мо­вым, ныне — вне­штат­ным сотруд­ни­ком турк­мен­ской служ­бы Радио «Сво­бо­да» в Москве.

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 26.09.2003

6 авгу­ста 2003 г. в г.Химки Мос­ков­ской обла­сти быв­ший министр ино­стран­ных дел Турк­ме­ни­ста­на, извест­ный турк­мен­ский дис­си­дент Авды Кули­ев был избит вбли­зи сво­е­го дома неиз­вест­ным и позд­нее гос­пи­та­ли­зи­ро­ван с диа­гно­зом «сотря­се­ние моз­га». Ранее в июне пре­зи­дент Ния­зов, гово­ря об экс-мини­стре, ска­зал, что такие люди «бро­са­ют в народ комья гря­зи», одна­ко «у нас есть спе­ци­аль­ные люди, кото­рые борют­ся с этим». Кули­ев, воз­глав­ля­ю­щий одну из групп турк­мен­ской оппо­зи­ции, явля­ет­ся так­же глав­ным редак­то­ром жур­на­ла «Эркин Турк­ме­ни­стан» и одно­имен­но­го сайта.

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 16.08.2003

14 нояб­ря 2003 г. двое неиз­вест­ных похи­ти­ли ашха­бад­ско­го кор­ре­спон­ден­та Турк­мен­ской служ­бы Радио «Сво­бо­да» Сапар­му­ра­та Овез­бер­ды­ев, вывез­ли на одно из город­ских клад­бищ и под­верг­ли изби­е­нию. В декаб­ре жур­на­ли­сту угро­жа­ли по теле­фо­ну «уто­пить его в Кара­кум­ском кана­ле», если он не пре­кра­тит высту­пать по радио. После этих инци­ден­тов Овез­бер­ды­ев выхо­дил за пре­де­лы дома толь­ко в сопро­вож­де­нии пред­ста­ви­те­лей аме­ри­кан­ско­го посольства.

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 15.10.2004

2004 год

14 янва­ря 2004 г. один из жите­лей Ашха­ба­да, дав­ший интер­вью Радио «Сво­бо­да» о про­бле­мах моло­де­жи, был задер­жан сотруд­ни­ка­ми Мини­стер­ства наци­о­наль­ной без­опас­но­сти за кон­так­ты с кор­ре­спон­ден­том «враж­деб­ной радио­стан­ции» и на про­тя­же­нии 10 дней под­вер­гал­ся жесто­ким пыт­кам, в резуль­та­те кото­рых стал инвалидом.

Источ­ник: сооб­ще­ние С.Овезбердыева

1 фев­ра­ля 2004 г. 77-лет­ний писа­тель и жур­на­лист Рахим Эсе­нов, вер­нув­шись в Ашха­бад из Моск­вы, был задер­жан у тра­па само­ле­та. У него изъ­яли пас­пор­та, а так­же рос­сий­ские газе­ты, мате­ри­а­лы эми­грант­ско­го жур­на­ла «Эркин Турк­ме­ни­стан и 4 экз. напи­сан­но­го им исто­ри­че­ско­го рома­на «Вен­це­нос­ный ски­та­лец». 23 фев­ра­ля 2004 г. Эсе­но­ву предъ­яви­ли обви­не­ние в кон­тра­банд­ном вво­зе из Рос­сии в Турк­ме­ни­стан 800 экз. рома­на «Вен­це­нос­ный ски­та­лец». В тот же день Эсе­нов был гос­пи­та­ли­зи­ро­ван с инфарк­том, а 26 фев­ра­ля аре­сто­ван. 24 фев­ра­ля в каче­стве «соучаст­ни­ка» был аре­сто­ван зять писа­те­ля Игорь Капри­елов, а 1 мар­та — быв­ший глав­ный редак­тор газе­ты «Эде­би­ят ве сун­гат» Ашир­ку­ли Бай­ри­ев, рабо­тав­ший в послед­ние годы в жур­на­ле «Саглык»(Здоровье). В ходе допро­сов сле­до­ва­тель Мини­стер­ства наци­о­наль­ной без­опас­но­сти предъ­явил Эсе­но­ву допол­ни­тель­ные обви­не­ния в раз­жи­га­нии меж­на­ци­о­наль­ной и меж­ре­ли­ги­оз­ной враж­ды, автор­стве издан­ной в Москве запре­щен­ной кни­ги «Турк­мен­ская тра­ге­дия» и др. Капри­елов и еще один задер­жан­ный были обви­не­ны в соуча­стии в кон­тра­бан­де, Бай­ри­ев – в кле­ве­те в СМИ (веро­ят­но, име­лись вви­ду его выступ­ле­ния в пере­да­чах Турк­мен­ской служ­бы Радио «Сво­бо­да»). После аре­стов жена и сын Бай­ри­е­ва были уво­ле­ны, а дом Р.Эсенова – раз­ру­шен вла­стя­ми. Под дав­ле­ни­ем меж­ду­на­род­ных орга­ни­за­ций 9 мар­та – Эсе­нов, а 12 мар­та – Бай­ри­ев были осво­бож­де­ны под под­пис­ку о невы­ез­де. 31 мар­та Азатлык­ский рай­он­ный суд г.Ашхабада при­го­во­рил всех обви­ня­е­мых к услов­но­му нака­за­нию. Задер­жан­ные тамож­ней 800 экз. тира­жа рома­на были сожжены.

Источ­ник: пресс-рели­зы Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 19.02.2004, 28.02.2004, 02.03.2004, 11.03.2004, 13.03.2004

 В мар­те 2004 г. кор­ре­спон­дент цен­траль­но-ази­ат­ско­го бюро агент­ства Франс-пресс Ник Колим­эн, полу­чив­ший аккре­ди­та­цию в МИД Турк­ме­ни­ста­на, был задер­жан в аэро­пор­ту после при­ле­та из Ашха­ба­да в Дашо­гуз, посколь­ку его поезд­ка в этот реги­он не была санк­ци­о­ни­ро­ва­на вла­стя­ми. На сле­ду­ю­щий день он был отправ­лен в Ашха­бад и вско­ре был вынуж­ден поки­нуть страну.

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 28.10.2004

 30 апре­ля 2004 г. в Москве неиз­вест­ны­ми был жесто­ко избит вне­штат­ный кор­ре­спон­дент турк­мен­ской служ­бы Радио «Сво­бо­да» Мухам­мет­гель­ды Бер­ды­ев. 4 мая жур­на­ли­ста в полу­бес­со­зна­тель­ном состо­я­нии обна­ру­жи­ла хозяй­ка арен­ду­е­мой им квар­ти­ры. Вра­чи «ско­рой помо­щи» зафик­си­ро­ва­ли сотря­се­ние моз­га, пере­лом двух ребер, повре­жде­ние орга­нов зре­ния и мно­го­чис­лен­ные синя­ки и кро­во­под­те­ки. Неза­дол­го до напа­де­ния Бер­ды­ев напра­вил пись­мо в Гене­раль­ную про­ку­ра­ту­ру РФ, в кото­рой про­сил при­влечь к ответ­ствен­но­сти пре­зи­ден­та Ния­зо­ва как авто­ра рас­про­стра­ня­е­мой турк­мен­ским посоль­ством в Москве «свя­щен­ной кни­ги Рух­на­ма», посколь­ку послед­няя содер­жит «эле­мен­ты пла­ги­а­та». 29 апре­ля неиз­вест­ные так­же про­ник­ли на квар­ти­ру сына М.Бердыева — Шона­за­ра, но не заста­ли хозя­и­на. В авгу­сте Мухам­мет­гель­ды и Шона­зар Бер­ды­евы полу­чи­ли пор­ли­ти­че­ское убе­жи­ще в Голландии.

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 05.05.2004

10 июля 2004 г. в Турк­ме­ни­стане пре­кра­ще­на ретранс­ля­ция про­грамм рос­сий­ской радио­стан­ции «Маяк». Офи­ци­аль­ные лица объ­яс­ня­ют отклю­че­ние про­грамм изно­сом обо­ру­до­ва­ния, одна­ко по неофи­ци­аль­ным све­де­ни­ям реше­ние о пре­кра­ще­нии ретранс­ля­ции было при­ня­то после пере­да­чи «Мая­ком» 11 июня анти­ни­я­зов­ских интер­вью с турк­мен­ским дис­си­ден­том Авды Кули­е­вым и рос­сий­ским поли­ти­ком Дмит­ри­ем Рого­зи­ным. Радио­стан­ция выхо­ди­ла в эфир 18 часов в сут­ки и была един­ствен­ным рос­сий­ским элек­трон­ным СМИ, доступ­ным насе­ле­нию Турк­ме­ни­ста­на без уста­нов­ки спе­ци­аль­ных антенн.

Источ­ник: РИА «Ново­сти» 12.07.2004, газе­та «Вре­мя ново­стей» от 13.07.2004

С 18 июня по 15 июля 2004 г. сотруд­ни­ки Мини­стер­ства наци­о­наль­ной без­опас­но­сти посто­ян­но дежу­ри­ли перед домом ашха­бад­ско­го кор­ре­спон­ден­та Турк­мен­ской служ­бы Радио «Сво­бо­да» Сапар­му­ра­да Овез­бер­ды­ева, бло­ки­руя доступ посе­ти­те­лям. В кон­це июня – нача­ле июля были уво­ле­ны жена и сын жур­на­ли­ста. Его теле­фо­ны неод­но­крат­но отклю­ча­лись. 12 июля С.Овезбердыев и два его сына эми­гри­ро­ва­ли в США. В октяб­ре вла­сти заяви­ли остав­шей­ся в Ашха­ба­де жене жур­на­ли­ста, что наме­ре­ны кон­фис­ко­вать его квартиру.

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 15.10.2004

В нояб­ре 2004 г. в целях выпол­не­ния ука­за пре­зи­ден­та о повы­ше­нии зар­пла­ты было объ­яв­ле­но о зна­чи­тель­ном сокра­ще­нии шта­тов турк­мен­ских пери­о­ди­че­ских изда­ний. Так, чис­ло сотруд­ни­ков редак­ции газе­ты «Ней­траль­ный Турк­ме­ни­стан» с 1 янва­ря 2005 г. будет сокра­ще­но с 67 до 40 чел. Ана­ло­гич­ные сокра­ще­ния были про­ве­де­ны и в дру­гих наци­о­наль­ных изда­ни­ях. Штат област­ных газет будет сокра­щен с 42 до 24 чел.

Источ­ник: сооб­ще­ния Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 03.12.2004 и 09.12.2004.

2005 год

24 янва­ря 2005 г. быв­ший сотруд­ник редак­ции газе­ты “Ней­траль­ный Турк­ме­ни­стан” Нико­лай Гера­си­мов, осво­бож­ден­ный из заклю­че­ния 23 авгу­ста 2003 г., дал интер­вью Турк­мен­ской служ­бе Радио «Сво­бо­да», в кото­ром рас­ска­зал о нару­ше­ни­ях вла­стя­ми его прав (отка­зе в тру­до­устрой­стве, выпла­те посо­бий, необос­но­ван­ных задер­жа­ни­ях поли­ци­ей и т.д.). На сле­ду­ю­щий день он был задер­жан сотруд­ни­ка­ми спец­служб и достав­лен в Мини­стер­ство наци­о­наль­ной без­опас­но­сти, где под­верг­ся оскорб­ле­ни­ям и угро­зам за интер­вью «враж­деб­ной радио­стан­ции». Сотруд­ни­ки МНБ назы­ва­ли жур­на­ли­ста «аген­том ино­стран­ных раз­ве­док» и «пре­да­те­лем Роди­ны». Гера­си­мо­ву поз­во­ли­ли вер­нуть­ся домой лишь око­ло 2 часов ночи, при­гро­зив перед осво­бож­де­ни­ем, что если он не поки­нет стра­ну в бли­жай­шие пол­го­да, то будет осуж­ден за хра­не­ние геро­и­на или изнасилование.

Источ­ник: пресс-релиз Пра­во­за­щит­но­го Цен­тра «Мемо­ри­ал» от 27.01.2005

 

Новости

Интервью/мемуары

29.02.2024

Как создавался манат (часть 3)

1 ноября 2023 года исполнилось 30 лет со дня введения туркменской национальной валюты – маната. Публикуем третью часть воспоминаний об этом событии Аннадурды Хаджиева, занимавшего в те годы ответственные должности в Государственном Центральном банке Туркменистана. В настоящее время Хаджиев проживает в Болгарии, где получил убежище из-за преследований на родине. Вторая часть воспоминаний, опубликованная 10 января 2024 года (далее…)

10.01.2024

Из истории введения туркменского маната (часть 2)

1 ноября 2023 года исполнилось 30 лет со дня введения туркменской национальной валюты – маната. Публикуем вторую часть воспоминаний об этом событии Аннадурды Хаджиева, занимавшего в те годы ответственные должности в Государственном Центральном банке Туркменистана. В настоящее время Хаджиев проживает в Болгарии, где получил убежище из-за преследований на родине. Первая часть воспоминаний, опубликованная 1 ноября 2023 года (далее…)

01.11.2023

Из истории введения туркменского маната (часть 1)

1 ноября исполняется 30 лет со дня введения туркменской национальной валюты – маната. Ниже публикуются отрывки из воспоминаний об этом событии Аннадурды Хаджиева, занимавшего в те годы ответственные должности в Государственном Центральном банке Туркменистана. В настоящее время Хаджиев проживает в Болгарии, где получил убежище из-за преследований на родине. (далее…)

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять